Благодаря освоению ачимовских залежей газового конденсата в Западной Сибири, его добыча растет быстрыми темпами. Однако в связи с большим содержанием в нём высокомолекулярных парафинов нормального строения, конденсат имеет относительно высокую температуру застывания. Поэтому возникают трудности при его транспортировке, связанные с выпадением и отложением парафинов на стенках трубопровода.
В данной работе рассмотрен способ борьбы с этими осложнениями путём применения химических реагентов депрессорного типа и проведён подбор эффективной для данной углеводородной системы присадки.
Данная статья может представлять интерес как специалистам, которые непосредственно связаны с трубопроводным транспортом парафинистых углеводородных систем, так и представителям нефтесервисных компаний, занимающихся схожими проблемами.
Объект исследования
В представленной работе рассмотрен конденсатопровод, по которому транспортируется смесь конденсата нескольких месторождений, приуроченных к валанжинским (Месторождения 1-5) и ачимовским (Месторождение 6) залежам (рисунок 1). Конденсат этих месторождений отличается по составу. Если в конденсате валанжинских залежей содержатся в основном легкие углеводороды, то в конденсате ачимовских залежей в больших количествах содержатся высокомолекулярные парафины. Это обуславливает относительно высокую температуру застывания конденсата. Для предотвращения парафиноотложений конденсат перед транспортировкой подогревают, поэтому возникает большой градиент температур потока конденсата, поступаемого с ачимовских залежей, и общего потока. Температура в точке смешения потоков составляет 20 °С. В связи с этим, возникают осложнения, связанные с выпадением парафинов на участке трубопровода от данной точки смешения до ЗПК. На этом участке происходит сужение рабочего диаметра трубопровода, и, как следствие, снижается его пропускная способность.
Существует два способа борьбы с вышеуказанными осложнениями:
- подогрев общего потока и потоков других месторождений;
- применение химических реагентов депрессорного типа [1, 2].
Второй способ является наименее затратным и более простым в реализации. Целью применения реагентов является снижение скорости парафиноотложения на внутренней поверхности участка конденсатопровода, расположенного после врезки в общий поток трубопровода с Месторождения 6; увеличение пропускной способности конденсаторовода и межочистного периода; снижение удельных затрат на транспортировку деэтанизированного конденсата (ДЭК).
Исследования проводились на магистральном конденсатопроводе (МК) (рисунок 1). Перекачка ДЭК ведется насосной станцией нефтегазоконденсатного Месторождения 1, промежуточные насосные станции отсутствуют. По длине МК имеются подкачки ДЭК с Месторождений 2-6. Перекачиваемый ДЭК поступает на завод по переработке конденсата (ЗПК), где происходит его разделение на стабильный газовый конденсат (СГК), широкую фракцию легких углеводородов (ШФЛУ), сжиженные углеводородные газы (СУГ) и товарный метанол.
С целью обеспечения необходимой пропускной способности МК производится непрерывная подача противотурбулентной присадки (ПТП) в перекачиваемый ДЭК. Дозирование ПТП осуществляется в трёх точках: на Меcторождениях 1, 4, 6.